Будь как Дудь, или Развивающий диалог в арсенале руководителя

Публикация: Журнал «Деловой мир», 17.06 20
Развивающий диалог в арсенале руководителя

Вы успешный руководитель, но устали от инертных, безынициативных сотрудников, которые ждут от вас готовых решений? Вы мечтаете о сильной, активной команде, но не знаете, с чего начать «прокачку»? В этой статье коуч и бизнес-тренер Екатерина Втюрина рассказывает о методе развивающего диалога руководителя с сотрудниками как об эффективном способе решения этой проблемы.


Стиль управления — тормоз команды

Я, как бизнес-тренер и коуч, работаю с руководителями и командами разных компаний.

По моим многолетним наблюдениям чаще всего пассивное поведение сотрудников проявляется в условиях директивного управления. Это стиль, в котором руководитель предпочитает приказы и распоряжения диалогу с сотрудниками, принимает все решения единолично, осуществляет тотальный контроль, как говорится, «рука на пульсе, нога на горле».

Директивный стиль, безусловно, эффективен. Например, в кризисных ситуациях, но злоупотребление им ведет к снижению мотивации, вовлеченности, потере инициативы и ответственности сотрудниками.

Результаты работы такого коллектива посредственные, хотя бывают отдельные взлеты и падения. При этом работа идет в обстановке регулярных авралов, кризисов и стрессов. Недовольство обеих сторон растет, а наиболее способные и перспективные работники уходят.

А продолжается это до тех пор, пока руководитель не осознает, что у него либо уже не хватает сил и энергии тащить в одиночку этот воз, либо бизнес требует нового уровня результатов и эффективности за счет слаженной командной работы, сплоченности, ответственности каждого за общий результат. И прежние методы управления с этой задачей не справляются.

Развивающий диалог как ключ к успеху

На мой взгляд, практика управления в стиле коучинг, когда вместо директивных указаний руководитель строит развивающий диалог, может стать отличным решением. Цель этого подхода в раскрытии внутреннего потенциала человека — использование его способностей и талантов как в интересах самого сотрудника, так и команды в целом.

Кто-то вырабатывает этот навык интуитивно, кто-то в результате специального обучения. В любом случае, этот подход требует определенного уровня осознанности, готовности к переменам, наработки новых навыков как у руководителя, так и у сотрудника. При этом результат, как правило, окупает эти инвестиции.

Давайте посмотрим, как может развиваться «директивный» и «развивающий» диалог между руководителем и подчиненным на примере постановки цели.

Постановка цели сотруднику

Постановка цели в директивном стиле Постановка цели в стиле коучинг
Постановка цели в соответствии с критериями SMART (конкретно, измеримо, достижимо, значимо, ограничено во времени). Это первый пункт, объединяющий оба подхода, а дальше смотрим отличия.
Все понятно? Как ты понял задачу?
Это закрытый вопрос, чаще всего, сотрудник кивает, подтверждая понимание. При этом не факт, что все понял или понял, но по-своему. Это важная сверка понимания задачи.
Справишься в срок, будет тебе премия, будет и свисток. Что важно/интересно для тебя в этом задании?
Какие свои знания и навыки ты сможешь применить? Какие развить?
Как правило, директивные руководители делают упор на материальное стимулирование и не видят различий и нюансов в мотивации сотрудников. Какие уже сейчас видишь варианты решения? Как планируешь действовать?
С чего начнешь?
Какие ресурсы тебе необходимы?
Действуешь по плану: 1, 2, 3. Все понятно? Какие видишь риски, сложности, препятствия?
Как планируешь справляться?
Получив готовый план сотрудник кивает или уточняет детали. Возможно, у него есть возражения и с чем-то он не согласен, но по опыту знает, что говорить об этом — себе дороже. Как планируешь справляться?
Насколько ты мотивирован для выполнения этой задачи?
Ну давай, иди работай, вопросы будут, обращайся!
Я уверен, что ты справишься!
Руководитель внимательно выслушивает сотрудника, затем высказывает свое мнение, вносит предложения, в ходе диалога они формируют итоговый план.
«Плюсы»: «Плюсы»:
  • Быстро, четко.
  • Есть готовый план.
  • Эффективно при работе с новичками, которые нуждаются в подробных инструкциях и наставлениях.
  • Эффективно в кризисных ситуациях, где требуются быстрые четкие действия, нет времени на обсуждения и разговоры.
  • Есть проверка понимания и принятия цели.
  • Высокая вовлеченность сотрудника, который чувствует свою значимость.
  • Сотрудник отвечает на вопросы, раскрывающие его мотивацию.
  • Открытый разговор о мотивации или ее недостатке (профилактика саботажа).
  • Есть возможность проявить себя, свои способности.
  • Проговаривает значимость задачи, рефлексирует о развитии своих компетенций в ходе ее выполнения.
  • Думает о рисках и способах их устранения.
  • Самостоятельно создает план, выслушивает мнение руководителя, вместе корректируют этот план. Это ключевой элемент в принятии сотрудником
    ответственности за достижение цели.
  • Повышается уровень доверия в отношениях с руководителем.
«Минусы»: «Минусы»:
  • Низкая вовлеченность сотрудника, все решения приняты, его вклада в этом нет.
  • Есть вероятность неверной трактовки задачи, потому что нет сверки понимания.
  • Ответственность за предложенный план лежит на руководителе. Сотрудник в любой момент может сказать, что делал все, как было сказано, не
    сработало.
  • Сотрудник не высказывает своих скрытых сомнений и возражений.
  • Нет развития сотрудника, не раскрыт его потенциал.
  • Требует больше времени на диалог.
  • Необходима подготовка руководителя в умении вести такой диалог, задавать нужные вопросы.
  • Важен правильный настрой как руководителя, так и сотрудника. Сотрудник может оказаться не готов к такому стилю взаимодействия, если привык получать готовые решения и отвык от самостоятельности и ответственности.
  • Важно соблюдать постепенность при переходе новым методам управления.
Ограничения: Ограничения:
Неэффективно там, где требуется командное взаимодействие, нестандартный подход в решении задач, проявление инициативы, творческого/гибкого подхода к решению задач. Не всегда подходит для новых, неопытных сотрудников, которые еще не полностью освоили с базовые знания и навыки.

 

Вопросы можно задавать как сотруднику, так и целой команде. Выстраивание диалога, обращение к знаниям и опыту команды придает значимости, уверенности, ответственности за общие решения и результаты всем вместе и каждому в отдельности.

Коучинговые вопросы можно и нужно задавать не только при постановке цели, но и на других этапах совместной деятельности, например, при подведении итогов, определении сильных и слабых сторон сотрудника или команды. Лично я очень люблю давать обратную связь в стиле коучинг.

За основу можно взять классический алгоритм обратной связи «бутерброд» (плюс-минус-плюс).

При этом каждый пункт вы начинаете не со своего комментария, а с вопроса:

  1. «Что тебе удалось? Чем ты доволен?» Затем добавляете свои позитивные комментарии.
  2. Что бы ты изменил? Что в зоне твоего развития? Добавляете свои комментарии с предложениями развития. Возможно человек сам очень точно понял свои промахи, вам останется только присоединиться к его выводам.
  3. Чем для тебя была полезна эта обратная связь? Выражаете уверенность, что сделанные выводы и решения помогут в дальнейшем развитии.

Такой формат обратной связи, когда человек сначала сам формирует рекомендации и делает выводы, вызывает больше доверия, меньше сопротивления и развивает ответственность за реальные изменения в поведении.

Изменение управленческого стиля, внедрение в практику инструментов коучинга дело не одного дня. Хорошим началом станет работа в связке с профессиональным коучем, который не будет учить и «лечить», а будет задавать сильные вопросы и строить диалог так, чтобы руководитель мог системно посмотреть на ситуацию, осознать необходимость перемен, найти оптимальные, а иногда и прорывные решения, принять ответственность за их реализацию. И, безусловно, это практическая проверка метода, уверенность в эффективности и безопасности такого подхода как коучинг.

Я знаю и верю, что отношения, которые строятся не на диктате, а на партнерстве, формирует необходимый уровень доверия, ответственности, вовлеченности. Это дает лучший результат в бизнесе и в жизни в целом!

Первоисточник публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля к заполнению*

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности

Телефон: +7 (909)296-14-25
ИП Втюрина Екатерина Геннадьевна
ОГРНИП 311525820900020 ИНН 525816960272